Итоги работы V Зимней школы молодых ученых и врачей по фармакогенетике, фармакогеномике и персонализированной терапии
2 по 3 февраля 2022 года на базе Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России) с большим успехом прошла V Зимняя школа молодых ученых и врачей по фармакогенетике, фармакогеномике и персонализированной терапии, организованная совместно с Обществом фармакогенетики, фармакокинетики и персонализированной терапии при поддержке Европейского общества фармакогеномики и персонализированной терапии (ESPT).
V Зимняя школа молодых ученых и врачей по фармакогенетике, фармакогеномике и персонализированной терапии вошла в план научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2022 год.
Зимняя школа проводится ежегодно с 2018 года под руководством Д.А. Сычева, член-корреспондента РАН, д.м.н., профессора, ректора, заведующего кафедрой клинической фармакологии и терапии имени академика Б.Е. Вотчала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.
Традиционно Школу молодых ученых отличает количество и разнообразие проводимых мероприятий, актуальность и высокий уровень докладов участников, атмосфера живых дискуссий, серьезный исследовательский интерес к обсуждаемым темам.
В работе Школы приняли участие молодые ученые из Москвы, Астрахани, Санкт-Петербурга, Красноярска, Волгограда, Казани, Нижнего Новгорода, Пензы, Курска, Новокузнецка, Якутска и ещё более 10 городов России, а также гости из Республики Беларусь, Украины и Казахстана.
На открытии Школы с официальным приветственным словом к участникам обратились: Д.А. Сычев, член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор, Ших Е.В., д.м.н., профессор, Раменская Г.В., д.фарм.н., профессор.
На протяжении двух дней 26 участников, прошедших конкурсный отбор, получили уникальную возможность общения с ведущими специалистами в области фармакогенетики и персонализированной терапии, принять участие в интерактивных лекциях, дебатах, семинарах, форсайт-сессиях и мастер-классах, а также представить результаты собственных исследований.
К участию в работе Школы были приглашены практикующие ученые, которые проводят исследования в области персонализированной медицины. В рамках своих выступлений лекторы поделились со слушателями результатами своих научных исследований, охватив широкий круг актуальных задач: статистический анализ в медицинских исследованиях, зарубежный опыт практического использования фармакогенетики, проведение систематических обзоров (семинар «Кокрейн Россия») и многих других.
Работа Школы проходила в различных форматах:
3 февраля состоялся мастер-класс «Клиническая фармакогенетика для чайников: пошаговая инструкция», ведущим которого стал Иващенко Д.В., к.м.н., доцент кафедр детской психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России и психиатрии Пензенского института усовершенствования врачей (филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России).
В рамках мастер-класса были предоставлены конкретные шаги, которые нужно предпринять практикующему врачу, на пути от проведения пациенту фармакогенетического тестирования до интерпретации результатов и коррекции терапии. Мастер-класс включал интерактивную составляющую, в ходе которой лектор ответил на многочисленные вопросы, рассмотрев на конкретных примерах, как реализуется внедрение персонализации в клиническую практику.
Особый интерес у слушателей вызвала форсайт-сессия «Персонализированная фармакотерапия через 10, 20 и 50 лет», модераторами которой стали: Сычев Д.А., Мирзаев К.Б., к.м.н., доцент кафедры клинической фармакологии и терапии имени академика Б.Е. Вотчала, заведующий Научно-исследовательской лабораторией геномных предикторов нежелательных лекарственных реакций НИИ Молекулярной и персонализированной медицины ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Иващенко Д.В., Чернов А.А., мл.н.с. отдела персонализированной терапии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.
В ходе форсайт-сессии участники Школы были разделены на три команды, каждая из которых формулировала, какие методы персонализации будут актуальны через 5-10-50 лет, какое распространение получит персонализированная медицина, с какими этическими проблемами столкнется данная область.
В первую очередь Школы молодых ученых – это площадка для общения и обмена опытом, а также совместного обучения с целью повышения уровня профессиональной квалификации и повышения качества оказания медицинской помощи населению нашей страны. Именно поэтому особо дискуссионными стали секции клинических случаев и докладов научных работ, представленных молодыми специалистами.
Мероприятие было аккредитовано в Комиссии по оценке соответствия учебных мероприятий и материалов для непрерывного медицинского образования (НМО), участникам начислены квалификационные баллы.
Необходимо отметить, что помимо Школы молодых ученых, на кафедре клинической фармакологии и терапии им. Б.Е. Вотчала также проходят циклы повышения квалификации по клинической фармакогеномике и персонализированной терапии, где слушатели могут получить основные базовые компетенции практического использования фармакогенетического тестирования и присоединиться к исследовательской работе.
Благодарим всех участников V Зимней школы молодых ученых и врачей по фармакогенетике, фармакогеномике и персонализированной терапии за искренний интерес к непростой и очень важной тематике и желаем новых научных достижений!